Путешествие в горах Карпат (август-2011)

А вы любите мечтать? Вот я люблю:)

И когда светлые мечты сбываются, рождаются лучики счастья:) Они  освещают жизнь:) Пусть в мире будет побольше этого чудесного света любви и радости.

Вот и еще одна моя мечта сбылась:) Она о высоченных горах, соснах с верхушками до неба, студеных ручьях, белом тумане, высокогорном воздухе, который переполняет легкие и пронизывает каждую клеточку тела необыкновенной чистотой и легкостью.

Покидаем Киев

Поезд уносит восьмерых искателей приключений в Карпатский край. В вагоне жарко. Все плохо спали.

И снова в Карпатах

Вот мы и прибыли в Ивано-Франковск. Сережа – наш капитан, заранее договорился и нас уже ждал микроавтобус, он отвезет нас из города. Хозяин – местный МЧС-ник. Мы направились в поселок Черная Тиса. Оттуда начался наш подъем.

В этот день, Горганы, которые мне казались архи-сложными для покорения в теории и, по отзывам бывалых туристов, по сложности такие же, как и все другие горы, думала я в этот день немного разочаровано. Пологие места чередуются с подъемами. Протекают источники со вкусной водичкой. На подъемах леса с высоченными смереками. И первый маленький водопадик. Хорошо пить студеную водичку, плескаться, умываться, опустить ноги в воду и смотреть, как вода бурлит и остужает ступни.

Мысли о всех хлопотах в городе покидают.

Дальше проходим мимо фермы в горах, которую по традиции охраняют большие белые собаки. Пасутся коровы, звенят колокольчиками. Людей не видно. Десяток деревянных хлевов. Целые заросли дикого щавля.

А дальше подъем по «Малиновой горке». Это мы ее так окрестили. Здесь нас ждали первые заросли малины. Спелые душистые ягоды.

Ставим лагерь в мертвом лесу. Живые сосны здесь чередуются с мертвыми серыми деревьями. Ветры их сносят, ломают. Создают буреломы вокруг.

Вокруг  моря черники – лесная сладко-терпкая вкусность.

В этой ложбинке и заночевали.

Немного о нашей группе

Нас 8 человек. Для двоих походы вновинку. Люда растянула ногу, ей больно идти. Но она очень любопытна и скачет по горкам, собирает грибы, ягоды, ей хочется все увидеть и дойти до нашей конечной цели – Говерлы.

Виталик – тоже новичок. В первый день ему было сложно, но вот он приноровился к ритму и уже бодро идет. Не смотря на то, что натер ногу новыми ботинками. Рекомендация туристам: какая бы крутая и качественная обувь у вас не была бы перед походом разносите ее, иначе стертых ног не миновать. А боль мешает удовольствию.

Для других ребят поход не в новинку. Все хотят впечатлений, приключений и конечно испытать себя горами, жизнью там, где господствует природа. Особенно Женя, у которого глаза горят, как только есть возможность хотя бы минимального экстрима, большей нагрузки и возможности попасть на вершину, которая виднеется там – вдали на горизонте.

Сережа – наш командир. Вести группу ему не впервой. Он любит все планировать заранее. И в этом году подготовился замечательно. Составил маршрут, учитывая пожелания  участников (мои пожелания были Горганы). Раскладка по еде получилась отличная. В Киев мы ничего не увезли, все были сыты. И все участники похода ожидают от него окончательного решения в спорных ситуациях.

Наталка – походный врач и кулинар. Она знает, как повкусней приготовить еду на костре, какие травы лучше собрать для ароматного чая. И вообще добрая девушка, которая любит природу. Думаю, что в далекие времена она могла бы быть лесной колдуньей и лечить травами. Но в наше современное время – она дизайнер.

Юра – веселый, все ему нипочем и легко. Любит путешествовать. А в лесу, как дома.

Владимир Павлович – ему 57 лет. Отец Юры. Энергия из него просто брызжет. Он и первый идет, а на стоянке только скинув рюкзак, уже и дров принесет и разведает все местные ручьи, где вода повкуснее. Не успеешь оглянуться, уже ставит казан на чай, а вот вещи постирал, грибов насобирал, за травами побежал, ручью дорогу прокладывает, если она засорилась. Любит он природу, людей, свою семью и свой труд. Кажется, все делает с любовью.

Для меня горы в радость. Всегда. Это еще один мой дом. Здесь проходит летняя сезонная аллергия, которая мучит меня в городе. Здесь живешь каждой минутой и счастлив. Встречаешь солнце, смотришь на закат. Радуешься воде, ветру, земле, огню, солнцу, дождю. Просто всему что вокруг. Хочется слиться с этим.

Горганы показали себя))))

В мертвом лесу ребятам спать не очень понравилось. Все плохо спали, кроме меня.

А в это утро я выходила в путь без особого энтузиазма. Карпаты по-прежнему не чувствовались – когда полностью погружаешься в окружающую действительность, живешь только здесь и сейчас. И это было странно для меня. Ощущение погружения в природу в горах у меня обычно приходит после первой ночи. Тем более, после первого дня пути все сложности, которых я ожидала от Горган, казались вымыслом.

Но сказка оказалась таки былью… и новый день помог поверить в это.

Наш маршрут лежал по направлению к горе Черная Клева. Мы легко бежали себе тропинками пока не наткнулись на местных вуек-пастухов. Они сказали, что мы путешествуем по пастушьим козье-овечьим тропам. И это гора Клевка. Нам же нужно подняться значительно выше и идти по хребту. Так мы и поступили и на нашем пути вскоре выросли непроходимые заросли ёлок и альпийской сосны. Мы попытались с ними побороться, но сражаться с природой бесполезно, если она того не хочет. Мы последовали совету «нормальные герои всегда идут в обход». Обошли эти заросли и вновь устремились к вершинам. Так мы покорили первую нашу вершину – Черную Клеву (1719 м).

Солнце светит, трава буяет, сильный ветер треплет одежду. Вокруг простор и горы порезаны на светлые и темные квадратики, ромбики, прямоугольники (этот узор создали леса и полонины).

На горе каменное укрепление, где можно укрыться от ветра. Ребята сварили здесь вкусный кофе, разбавив его коньяком. И, довольные, отпраздновали подъем с этим вкусным напитком.

На гору поднялась группа ребят – 6 крепких парней. Их маршрут в горах рассчитан только на выходные. И я уже не впервой слышу, что ребята приезжают в Карпаты, делают микро-маршруты на пару дней, чтобы насладиться природой и экстримом и в то же время не отрываться от работы.

Ребята сказали, что в перед нас ждут густые заросли альпийской сосны (низкие сосенки, они растут близко-близко и корнями часто переплетаются на земле). По этим зарослям нам идти не меньше двух часов. Заросли очень густые, где-то пробираться придется ползком. Они посоветовали перевязать карематы с боков рюкзаков назад, чтобы сосны их не порвали.

Сначала мне казалось, что это будет смешная полоса препятствий. Не впервой ходить по зарослям альпийки. Но не стоит путать прогулку по морскому пляжу с путешествием по тропическим лесам Камбоджи.

Очень кстати оказались длинные брюки, мальчишки, которые шли в шортах, вышли из этих зарослей со счесанными ногами, они кровили.

Мы обрадовались, что эта полоса препятствий осталась позади. Но Горганы только начали проявлять себя!

Дальше наша дорога пошла практически траверсом по нескольким горкам, среди них гора Русская.

Потом нас ождал спуск с горы Братковская (1788 м) до перевала, где мы разобьем лагерь. Перепад высот в среднем 700 м.

Казалось, цель близка, да не тут-то было. Спуск оказался очень крут. Вокруг красиво. Высокие смереки, папоротники, лесные травы, грибы, скользят солнечные лучики. Рай и красота. Но мы прошли около 15 км, очень устали. Болят плечи и ноги. А спуск крутой и нужно быть очень внимательными, чтобы не съехать на спине просто вниз.

Идем, рюкзак тянет вниз, нагрузка на колени большая, усталость накапливается. Хочется одного – привала. Уже готовы стать прямо на горе. Но здесь нет воды. Ищем воду.

Вот и долгожданная полянка, слышатся звуки реки или ручьев. Да! Так и есть. Владимир Павлович нашел воду! Сегодня ночуем здесь.

Ставим палатки, ребята выкупались в ручье, побрились. Каша бурлит на костре, а кофе и коньяк уже тепло согревает и расслабляет.

Мы спрятались в глубине карпатских лесов и под шум сосен, смерек и шелест дождя заснули в эту ночь. Сон был крепок и сладок. Только Наталке чудилось ночью, что кто-то ходит по лагерю и пытается умыкнуть у нас котелок. Она как мать большого семейства закричала «Стой!». И отправила Сережу вдогонку за наглым вором. Сережа вора не настиг, а котелок утром преспокойно стоял в палатке и ждал, когда в нем сварят суп иль кашу.

Жизнь в селе Квасы

Утро нас встретило солнышком. По плану мы должны были покорить сегодня такую же по высоте гору, с которой только что спустились. Но отряд понес потери. В рядах были раненые. Люда повредила ногу, и идти вверх по крутой горе, да еще нести тяжелый рюкзак ей было сложно и больно. Сережа принял решение немного сократить маршрут и вызвать нашего проводника - МЧС-ника. Мы должны были подниматься на гору Таратука (1707 м) и спуститься в село Квасы. Но поедем сразу в Квасы, там будем стоять день, подлечим Люду и снова в путь – на Петрос.

МЧС-ник приехал на уазике-таблетке. Прекраснейшая машина. Абсолютно без номеров, вместительная и мега проходимая. Наш проводник обещал, что в Квасах мы будем пить чудо-воду. Это минеральная вода с примесью мышьяка. Такая вода есть только во Франции и Австрии.  Лечит желудок и очень вкусна. Пьешь и еще хочется.

Но это все после, а пока дорога. Очень скоро всем стало понятно, почему Николай не забрал нас традиционно на микроавтобусе. Каменные горки и выбоины, по которым мы ехали, никакой микроавтобус не осилил бы. Зато уазик справлялся на УРА!

Чем ниже мы спускались в долину, тем теплее становилось и из царства смерек мы попали в тропический лес. Здесь огромные лопухи, под которыми укрыться можно, ручьи, стекающие с гор. Все вокруг дикое и прекрасное!

Уже потом, когда поезд вез нас в Киев, мы познакомились с двумя молодыми парнями – врачами, которые впервые путешествовали по Карпатам. Они сказали, что чехи, венгры и румыны и другие европейцы, так рвутся в украинские Карпаты, потому что это единственные «wild mountains». Европейская же часть Карпат слишком цивилизована, здесь не найти возможности получить возбуждающий прилив адреналина.

Итак, мы уже в Квасах. Проезжая через Ясеня, купили в пекарне горячий вкусный-вусный хлеб.

Николай привез нас прямо к источнику. Водичка, правда, очень вкусная! Пьешь, не напиваешься, еще хочется ее ощущать.

В Квасах стоит санаторий, куда люди приезжают поправлять здоровье и пить эту целебную воду.

Мы с Женей пошли разведать местность, чтобы найти место под стоянку. Становиться у источника не хотелось. Неподалеку от него новый, но недостроенный санаторий, под ним расположилось много палаток. А нам хочется тишины, красоты и уединения.

Спрашиваем у местных, где бы стать. А они к себе зазывают: «Вот у нас сколько земли, тут и стойте! Земля лесом окружена, спокойно будет, никто вам не помешает. Владеет этим участком баба Катя – первая нарушительница порядка, ибо пришла к нам вечером самогон пить. Песни петь. Тяжело ей ходить, старенькая уже на две палочки опирается, а пришла. Да и вообще жить на хуторе вдалеке от центра села сложно в старости. Сил мало. Вот и ищет покупателей на свои 3 гектара с лесом, лугом и горным ручьем с маленькими порогами-водопадами.

В этом ручье я искупалась. Вода студеная, приятная. Выходишь из этой водички чистым-чистым, как будто заново на свет родился! Приятно, радостно, свободно.

Ребята тоже купались в этом ручье, пришли довольные. А Виталик, уходя от воды, бросил Сереже: «Выключи водопад!» Экономные дети цивилизации.

Эта ночь была звездная, тихая и приятная.

Вечером мы лакомились юшкой с грибами, их насобирали Люда и Владимир Павлович - наши грибники.

Покорение Петроса

И снова утро. И новая дорога. Сегодня нас ждет покорение Петроса. Солнце светит, погода прекрасная. Запасы в рюкзаке уменьшаются, легко и привольно идти.

Проходим лес, дорога бежит по открытым полонинам, где пасутся овцы.

Здесь появляются мои нежные подружки - колокольчики. Они растут на низеньких ножках и очень хрупкие, но в то же время стойкие и красивые.

На горке сидят пастухи и указывают нам правильный путь. Во главе парнишка лет двадцати, а с ним четверо 10-ти летних мальчишек. Губы, руки у них синие от черники. А глаза строгие. Видать ответственность, да еще суровая горная природа закладывает эту строгость в глаза детей.

Идем дальше, лошадка привольно пасется. Она не привязана, свободно бродит. Мы ей предложили карамельки, грызет. Тычет свой нос мне в щеки, в грудь. Щекотно и смешно. Приятно ее ласкать и гладить.

Вершина Петроса все ближе и, как только мы ее достигли, погода переменилась. Быстро налетели тучи, все вокруг укрыл туман, температура приближается к нулю, больно бьет град и лупит дождь, по спускам потекли ручьи - глина вперемешку с камнями и водой. Так нас встретил гордый Петрос.

Холодный скользкий марафон - спускаться с горы, чтобы укрыться от непогоды. Класс!!! Мы были счастливы так испытать себя!

Постепенно дождь начал утихать, но на место стоянки, неподалеку от подножья Петроса, многие из нас, в том числе и я, пришли насквозь промокшие. Одежда прилипает к телу, холодно, зуб на зуб не попадает.

Можно было бы, конечно, надеть пончо и оно защитило бы одежду от дождя и не дало бы промокнуть. Но нужно было выбирать. Относительная безопасность спуска или сухость. Дело в том, что подошва в моих кроссовках очень скользкая. Я не раз упала при спуске с Петроса. А запутаться и скатиться с горы  в длинном пончо, когда дождь заливает глаза, вовсе не сложно.

Да и хороший способ протестировать мою ветровку – какой силы дождь она выдержит.

Совет туристам: покупайте мембранную курточку, а лучше в дополнение к ней и брюки. Мембрана выдерживает сильные ливни, одежда моих товарищей – тому доказательство.

Ставим палатки, отапливаем их газовыми баллонами. Меня ждал сюрприз – кроме сменных сухих футболок и брюк, у меня не было ни сухого реглана, ни теплого свитера. Но с миру по нитке и не только сыт, но и обогрет будешь. Юра снабдил меня своей термушкой и камуфляжной курточкой, Женя дал шерстяную шапочку с теплым флисом внутри. И все стало причудесно. Я была похожа на подростка-партизана, зато тепло, комфортно и счастливо.

А потом сумерки, ужин и костер. Сушим ботинки у костра, пар идет. Все стремятся поближе к огню. Ночь после ненастья холодна.

Совет туристам: когда сушите обувь, следите, чтобы огонь на нее не перекинулся. Рискуете идти босиком.

На ночь снова топка в палатке: газовая горелка включена.

И сладкий сон.

Взобрались на Говерлу

Сегодня мы не будем тащить на себе тяжелые рюкзаки. Мы с Сережей остаемся присмотреть за нашими домиками, а компания отправляется покорять Говерлу.

Мне, да и многим другим людям, делать на этой горе, к сожалению, нечего.

Нелегко быть самой высокой вершиной в стране. Рискуешь превратиться в проходной двор, что и произошло с Говерлой.

Сюда лезут все кому нипопадя. Вплоть, как мои друзья рассказывали, видели здесь барышню на каблуках, в купальнике и в шубе.

Здесь стали продавать сувениры с надписями : «Покоритель Говерлы», «Я покорил Говерлу» и т.д. Вообщем бардак.

Виды отсюда открываются красивые, но жаль гору, которую забрасывают мусором, вытаптывают. Природа не любит надругательства.

Для меня же этот день прошел приятно, тепло и умиротворенно. Я спала в окружении сосен, под охраной надежного друга на полянке, укрывшись спальником. Мы болтали с Сережей «О вечном, о Вселенной и вообще…». А еще к нам в гости приходил белый пастуший пес, который, вместо колбасы, стянул у нас из под носа коробочку с сахорозаменителем. Так вот перепутал.

Вернулась наша команда и началась привычная уже кутерьма с ужином.

Виталик, который был впервые в походе, с радостью отметил, что ребята никогда не ссорятся. В группе у всех спокойное, доброе, заботливое отношение друг к другу. Все мирно. Это Виталика приятно удивило. Для меня же это теплое общение привычно, приятно и никогда не надоедает.

Ближе к цивилизации

Я проснулась, услышала возню на улице. Выбралась из палатки. Прохладный утренний воздух дурманит. День ясный, небо чистое с редкими облачками.

А над горами на горизонте утренняя радуга – розовые полосы восхода. Вот и солнышко показалось. Сначала еще прохладный алый краешек. Он поднимается секунда за секундой все выше и выше. Каждое мгновение оно как-будто нагревается и вот уже светит ослепительными лучами, заставляет жмуриться и греет жарко-жарко.

Ясный будет денечек. И следующая наша стоянка сегодня неподалеку от Ясеней.

Дорога легкая. Идем по каменистой петляющей тропке среди леса. Проходим горные жилые и заброшенные хутора на полонинах. Дети просят конфеты, мы пожалели, что не набрали их побольше.

В лесу ребята собирают белые грибы и лисички. То тут, то там раздаются радостные возгласы: «Ты только посмотри, какой гриб большущий, а там целая семейка!»

По дороге встречаются заросли черники и малинники. Там мы сбрасываем рюкзаки и лакомимся сочными, спелыми ягодами.

Мой брат предостерегал меня, опасаться пресмыкающихся. Но в походе мы встретили лишь одну медянку, которая мирно грелась на солнышке. В августе змеи не активны, лежат себе и, им ни до кого и ни до чего нет дела.

Дорога приводит к реке. Хорошо идти, слушать ее журчание и наблюдать за веселыми порогами. Вода голубая, бирюзовая, студеная и очень вкусная.

К вечеру ребята набрали 3 кг белых грибов, и нас ждал прекрасный ужин: грибы, тушенные с картошкой. Вкусно-вкусно!

На нашей полянке росла липа, и чай мы в этот вечер заваривали из карпатских трав и липового цвета. Он очень вкусный и греет изнутри приятно-приятно!

А теперь домой

Сегодня наша дорога лежит в Ясеня, а оттуда в Ивано-Франковск. Мы возвращаемся домой в Киев.

Вновь идем вдоль реки. Идти сегодня лишь 5 км. Любуюсь высокими смереками. А в селе рассматриваю домики. Вот пожить здесь бы еще недельку!

Во дворах цветы, деревья усыпаны грушами, яблоками, иногда редкий огородик. Земля здесь больше подходит для луговых трав. Они буяют. Пасутся коровы, козы, овцы, лошади.

Чтобы вырастить салат, лук, фасоль и т.д. сюда специально привозят чернозем.

В Ясенях мы отправились в колыбу. Красиво и уютно. Расположились в беседке на улице. Нам принесли пиво, вино, шашлыки и другие лакомства.

Мы прошли маршрут, а теперь праздничный обед! Галдеж, делимся впечатлениями, счастливы и снова строим планы, когда мы вернемся в Карпаты покорять уже новые вершины!